Чудо-Юдо Кит
  • Главная
  • Благоразумное укрепление тела

Благоразумное укрепление тела

Из вышесказанного ясно открывается необходимость благоразумного укрепления тела, посредством которого оно сделалось бы способным к перенесению неприятных впечатлений и к преодолению трудностей, встречающихся в каждом состоянии. Для этого молодой человек должен с ранних лет постепенно приучать себя к разным невыгодным положениям и трудностям жизни.

Но чтобы эти упражнения были согласны со здравым смыслом, надо придерживаться следующих правил:

  • Укрепление тела всегда должно оставаться в пределах природы; человек многое может переносить, но не все;
  • Надо также смотреть на индивидуальные свойства воспитанника: на его телесное сложение, здоровье и прочее. Из того, что какой-нибудь ребенок без вреда перенес что-нибудь трудное или опасное, никак не следует, что и другие дети способны к этому же;
  • Как всё вообще образование, так и укрепление тела ребенка должно совершаться постепенно, от легкого к трудному. Иногда пропуск одной ступени может разрушить нежный организм ребенка;
  • Если ребенок презирает беспокойство и неприятные впечатления, надо дорожить этим. При этом с осторожностью можно давать ему чувствовать то преимущество, какое он снискал себе через приобретенное мужество. Всякое воспитание тогда только бывает успешно, когда ребенок, по собственному убеждению и расположению, ищет успехов в своем образовании;
  • Наконец, то, на что особенно нужно обращать внимание при укреплении тела, - это истинное, как временное, так и вечное назначение человека. На укрепление тела никогда не нужно смотреть как на главную цель, но всегда как на средство. Мы должны помнить главную свою обязанность в здешней жизни: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27).

Хотя эта любовь не только состоит в кротких чувствах, но преимущественно должна выражаться в делах, никак не следует посредством чрезмерного укрепления тела делать человека совершенно нечувствительным и как бы не человеком. В этом случае языческая древность не должна служить для нас образцом для подражания. Древние  спартанцы и римляне смотрели на человека, как на средство, а на воинское мужество, - как на главную цель. Напротив, христианская вера научила нас смотреть на человека совсем иначе, поэтому и наше воспитание должно иметь другое направление.

Чистый воздух

Тело человека должно расти и, как орган, необходимый душе в настоящей жизни, постепенно укрепляться. Это возможно только при известных условиях. Это возможно только при известных условиях. К этим условиям относятся здоровый воздух, приличная пища и одежда, жилище, движение и покой.

Первая потребность жизни есть воздух, без него ничто не может расти. Но не все равно, какой воздух человек вдыхает в себя. Если воздух свеж, чист и много содержит кислорода, то он, не встречая никакого другого противодействия, сообщает детям бодрость, веселость и румянец на лице. Если же воздух испорчен, вонюч, гнил, то очень скоро скажутся вредные последствия: бледность лица, быстрая утомляемость, унылость, слабость, болезненность и безвременное увядание.

Поэтому в комнатах детей всегда должен быть здоровый воздух и чаще нужно выводить их на свежий воздух. Первого можно достигать выгодным положением и чистотой комнаты, а также ежедневным проветриванием. Напротив, воздух будет испорчен, если комната тесна, низка, окружена навозом или болотом, со всегда закрытыми окнами, слишком жаркая или в ней живет много людей. Если же в такой комнате хранятся еще пища и другие скисающие вещества, сушится одежда, находятся больные, то все это значительно портит воздух и делает его весьма вредным для здоровья.

Надо также заботиться об умеренной температуре комнатного воздуха. Слишком сильный жар так же вреден, как и цепенящий холод. Очень вредны сквозняки, особенно когда тело ребенка несколько разгорячено.

Но так как человек должен привыкать ко всему, то и ребенку надо постепенно приобретать твердость, чтобы привыкнуть все переносить, и здоровье свое сделать, насколько возможно, независимым от ветра и непогоды.

Здоровая пища

Качество и мера пищи весьма важны не только для тела, но и для раскрытия духа и совершенствования нравственности. Вообще, детям всегда надо давать простую и легкую пищу. Надо также мало-помалу приучать их к разнообразным переменам в пище. Надо охранять их от пристрастия к лакомствам, и никогда не нужно в этом случае потворствовать их своенравию и прихотям.

Правда, бывает иногда у человека такое состояние, при котором ему совершенно нельзя употреблять некоторых видов пищи, однако отвращение от каких-нибудь здоровых яств большей частью есть не что иное, как баловство, которое часто слишком дорого обходится самим избалованным и их родителям. Поэтому если ребенок проявляет отвращение к какой-нибудь пище, то не нужно обращать на это много внимания, хотя и не надо заставлять его употреблять ее. «Оставь это, - скажет благоразумная мать, - и вместо этого съешь кусок хлеба; специально для тебя я готовить не могу».

Молоко и чистая вода – самое лучшее и полезнейшее питье для детей.

К сожалению, родители, домашние, родственники и другие часто погрешают, - то по неразумию, когда, например, лакомствами выражают свою любовь к детям или хотят наградить их за хорошее поведение, то по слабости, когда детям ни в чем не могут отказать и потому во всем потворствуют их прихотям. Зло бывает особенно неизлечимо или крайне опасно, когда ребенок с ранних лет приучается пить хмельные напитки или когда неразумные родственники забавляются, приводя невинное дитя в состояние опьянения.

Относительно меры пищи, надо охранять детей, как от голода, так и от пресыщения. Умеренность благодетельна равно для души и тела, потому что телу доставляет она здоровые соки и духовные силы всегда сохраняет в живости; а чувственные пожелания при помощи нее легче побеждаются. Напротив, от излишнего употребления пищи происходят: прожорливость, слабоумие, постыдные страсти и во всяком отношении самые печальные последствия. Оттого-то являются злые звери, утробы ленивые, как говорится в Писании о критянах (Тит. 1, 12). При этом не нужно забывать, что не то питает нас, что мы едим, но что переварит наш желудок.

Раньше в некоторых странах чрезвычайно много было слабоумных, так называемых дурачков, и умные люди думали, что одной из главных причин этого служит пресыщение или употребление детьми жирной, неудобоваримой пищи. Действительно, в тех же местах это явление стало реже после того, как детей стали содержать умереннее.

Особенно надо охранять детей от порока пьянства. Никогда при детях не надо забавляться пьянством или отзываться о нем, как о чем-либо маловажном. Напротив, при всяком удобном случае необходимо внушать детям отвращение к пьянству и обращать их внимание на то, как им уничижается достоинство человека, разрушается здоровье и жизнь, расстраивается семейное счастье и отворяется дверь всяким беспорядкам.

Лакедемоняне специально поили допьяна рабов своих только для того, чтобы посредством отвратительного вида пьяных возбудить в детях отвращение к этому пороку. Как хороша при этом у них была цель, так, напротив, худо средство, которое они употребляли. Нам, к сожалению, нет нужды прибегать к таким мерам, потому что это жалкое зрелище униженного человечества слишком часто можно увидеть на улицах и дорогах.

Прибавим еще следующие замечания:

  • Надо заботиться, что дети с ранних лет привыкали к некоторому порядку в употреблении пищи и кроме определенного времени воздерживались от ее употребления. Лакомство и само по себе не похвально, но оно еще вредит правильному пищеварению и располагает человека к безнравственности;
  • Полезнее есть медленно, нежели быстро глотать пищу; детям никогда не нужно давать слишком горячую пищу;
  • Особенно нужно приучать детей всякую пищу употреблять, как дар Божий, с благоговением и благодарностью к Богу.

Прежде было это в обычае каждого доброго семейства; и только таким образом употребление пищи, общее для человека и животных, возвышается до степени действия разумного и богоугодного. Но как жаль, что ныне многие светские люди стыдятся молиться перед едой и после принятия пищи и это небрежение считают чертой высшего образования!

Одежда

Главная цель одежды – это защита тела с целью охранения целомудрия и здоровья. До тех пор пока наши праотцы (Адам и Ева) находились в состоянии невинности, ни тело не было тягостно для духа, ни райская атмосфера не была вредна для тела. Они тогда не стыдились наготы своей, не чувствовали нужды в одежде (Быт. 2, 25). Но едва согрешили, как в то же время почувствовали нужду в одеянии тела (Быт. 3, 7).

Так, прежде всего, целью употребления одежды должно быть охранение целомудрия. Одежда должна служить нам как бы оградой, защищающей и самих нас от искушений, и других от соблазнов. К такому употреблению одежды нужно приучать детей с ранних лет. Даже и в те годы, когда они еще ничего не понимают, никогда не нужно позволять, чтобы они или другие при них бесстыдно обнажались. Как в самой одежде, так и при надевании и скидывании ее надо устранять все соблазнительное и противное чистоте христианской нравственности.

Для здоровья и беспрепятственного развития тела, особенно в детском и юношеском возрасте, очень вредны:

- Всякие слишком тесные и сжимающие предметы одежды и обуви;

- Очень теплая или, напротив, в сырую погоду очень легкая одежда. Не надо слишком тепло одевать голову, шапки во многих отношениях вредны. Один знаменитый врач обычно говорил: «Если у тебя ноги теплы, голова холодна, желудок не очень обременен, то ты обезопасен от многих болезней». Вообще детей надо так одевать, чтобы их тело больше укреплялось, а не изнеживалось;

- И, наконец, стесненное или затрудненное движение частей тела из-за слишком длинной, грубой или тяжелой одежды и тому подобное.

Кроме того, одежда должны соответствовать признаку пола и состоянию. Можно еще иметь в виду украшения тела, впрочем, так, чтобы при этом не страдали две главные цели – добродетель и здоровье. Однако на украшение весьма часто смотрят как на главную цель, которой приносится в жертву все прочее.

Слепая страсть к моде, тщеславие и безрассудная роскошь в одежде вообще составляют зло нашего времени, и сами дети, как бы по правилам, постепенно к этому приучаются. Некоторые матери тщеславием или безотчетно порабощенные господствующими обычаями, часто не знают другого, более важного дела, кроме того, чтобы своих детей, особенно девочек, украшать, как кукол, и притом учить их искусству нравиться другим.

Как велика эта погрешность, легко можно видеть, когда представим, что она имеет вредное влияние на ребенка не только в настоящее время, но и на всю жизнь его. Поэтому никогда не нужно хвалить ребенка за его одежду, никогда не нужно любоваться новым нарядом его, но всегда, напротив, надо внушать ребенку, что наилучшее украшение человека – это добродетель и добрый нрав.

Чистота

Чистота имеет большое влияние не только на тело, но и на дух человека. Она служит лучшим предохранительным средством от различных болезней, дух содержит в бодрости и обеспечивает нам хороший прием в обществе. Ничто с первого раза так не рекомендует молодого человека, как чистое лицо, чистые руки, чистота в белье и во всей его одежде; напротив, нечистотой и неопрятной наружностью он отталкивает от себя людей и возбуждает в них невыгодное мнение даже относительно внутреннего своего достоинства.

Здесь главное состоит в том, чтобы дети всегда держались, насколько возможно, опрятнее и посредством этого сами приучались к соблюдению чистоты. Опрятность должна быть в большом уважении, как в родительском доме, так и в детском саду, школе и любом другом образовательном учреждении, в котором ребенок учится. Никогда ребенка не нужно оставлять без замечания, если на нем или около него будет замечено что-нибудь нечистое. Это должно относиться ко всему: к жилью, мебели, одежде, книгам и т.д. Во всяком отношении нужно, чтобы чистота, посредством продолжительной привычки, для молодого человека стала бы потребностью.

Особенно надо приучать детей к содержанию в чистоте зубов и рта, что очень способствует как здоровью, так и благоприличию, и что нередко остается без всякого внимания.

Кто не порадуется, когда, входя в дом простого селянина, увидит комнаты и домашние вещи его в чистоте и порядке, а людей, особенно мать дома и веселых детей ее умытыми, хорошо причесанными и одетыми? Такое семейство производит на нас очень приятное впечатление, и часто из внешнего вида его складываем свое мнение о его образовании и нравственности.

Поэтому детям при всяком удобном случае надо восхвалять чистоту, как нечто важное; напротив, нечистоту и неопрятность надо подвергать должным замечаниям и взысканиям. При этом можно обращать внимание на их детское стремление к чести и достоинству, и полезно иногда указывать на тех детей, которые в этом отношении превосходят других. Особенно надо возбуждать и поддерживать это уважение к чистоте в девочках, как будущих матерях. Если таким образом будут приготовлены хорошие матери, то этим окажется услуга воспитанию будущего поколения.

Не нужно думать, что нечистота неразлучна с бедностью. Опыт уверяет в обратном. Притом чувство чистоты у человека врожденное, а противное всегда бывает только следствием детского нерадения или крайнего невежества.

Наконец, необходимо для здоровья человека, чтобы естественные испражнения производились правильным образом. Некоторые дети терпят большой вред, насильно стараясь удерживать в себе то, что сама природа хочет извергнуть. Это часто происходит от лености или страсти к игре, часто также от неразумного страха, когда они ночью боятся выйти из комнаты.

Движение и покой

Движение – это одна из главных потребностей природы. Движение укрепляет мускулы, оно способствует улучшению обмена веществ, облегчает пищеварение и сохраняет дух в веселой деятельности. По влечению самой природы здоровые дети чувствуют сильное побуждение к движению, и, где нет этого расположения к деятельной жизни, там, верно, какой-нибудь червь подтачивает нежное деревце. Хотя, без сомнения, воспитатель (родитель) должен управлять этой потребностью природы, благоразумно предохраняя ребенка от злоупотребления ею, однако он никак не должен подавлять самого стремления или слишком стеснять его.

Наша природа также имеет нужду и в покое. Движение, сообразуясь с настоящими силами человека, не должно быть ни слишком сильным, ни слишком продолжительным, потому что всякое чрезмерное напряжение ослабляет организм. Особенно надо остерегаться слишком активного движения непосредственно перед обедом или после обеда.

Сама природа после дневной деятельности назначила человеку отдых, который мы называем дневным сном. Потребность во сне бывает сообразна с мерой приобретенных сил и со степенью предшествовавшего напряжения. В первые недели жизни ребенка сон – это его обыкновенное состояние. Ребенок просыпается только для того, чтобы принять пищу, и потом опять засыпает, чтобы пища переваривалась.

Эта потребность у здоровых детей мало-помалу уменьшается по мере развития и укрепления их сил и стремления к внешней деятельности. Воспитание здесь должно следовать указанию природы. Искусственное средство к усыплению можно употреблять с большой осторожностью, так как детям это часто приносит вред. Также легко причинить им вред, слишком сильно качая колыбель.

Здоровые дети обыкновенно по пробуждении своем бывают веселы и живы, бодро смотрят вокруг себя и стремятся к деятельности. Печальный, сердитый и задумчивый вид не служит хорошим признаком, а напротив, указывает на нездоровое состояние тела и духа, либо даже на болезнь их. В этом случае нет лучшего средства, как радушная внимательность, которая должна сопровождать ребенка везде, а особенно при каждом его пробуждении, и таким образом, посредством сочувствия, располагать его к подобному радушию и веселости.

В зрелых летах, когда тело уже совершенно сформировалось, излишний сон вреден. От этого в теле накапливаются лишние и вредные соки, органы становятся слабы и тяжелы и сам дух мало-помалу теряет свою бодрость. Знаменитый врач Гуфеланд общим правилом для взрослых ставит: "Никто не должен спать менее шести, и более восьми часов". Он также сильно настаивает, чтобы приучились ложиться в постель рано и с неотягченным желудком и вставать тоже рано.

Лишение необходимого сна также очень вредно, потому что от этого, как организм в целом, так и отдельные органы терпят много вреда и насильственно истощаются. Воспитание и в нравственном отношении нужно обращать внимание на сон. Здесь предлагаются только некоторые советы. Взрослые мальчики (подростки), если позволяют удобства, никогда не должны спать в одной комнате со своими родителями или сестрами. Надо следить, чтобы дети никогда не ложились спать совсем раздетыми, по крайней мере, без майки, и чтобы утром, как только они проснутся или будут разбужены, немедленно вставали с постели.

Насколько важно и словом, и примером приучить детей к благоговейной утренней и вечерней молитве, - этого не нужно доказывать, а достаточно напомнить, что как святая любовь к Богу и ближним составляет главную обязанность человека в этой жизни, так молитва составляет жизнь этой любви и поэтому является необходимым условием нашего временного и вечного счастья.

Гимнастика

Гимнастика заключает в себе все те упражнения, посредством которых телесные органы получают крепость и проворство. Если детям не препятствует болезненность или слишком строгое обхождение с ними, то они, по влечению самой природы, весьма склонны к гимнастическим упражнениям. Первое упражнение такого рода – это плач новорожденного ребенка, от которого расправляется грудь, ускоряется кровообращение и устраняется вредный застой крови.

Получая от природы некоторую крепость мускулов, ребенок хочет употребить их в действие. Он обращает глаза свои к свету, силится освободить нежные ручки и ножки от отяготительных уз пеленок и радуется постепенно возрастающим своим силам. Когда ребенок вступает в отроческие (подростковые) годы, тогда вся его жизнь становится деятельностью.

Ходить, прыгать, скакать, лазать, бороться, поднимать тяжести, барахтаться в воде, кружиться, что-либо говорить или напевать и т.д. – это обыкновенные действия детей, в которых разнообразно обнаруживаются со дня на день возрастающие их силы.

Впрочем, такие упражнения, совершаемые собственно по влечению природы, не только нужно просто подчинять порядку, но надо умело направлять к предположенным целям и совершенствовать согласно с этими целями. Отсюда происходит искусственная гимнастика.

У греков и римлян такая гимнастика была почти главным делом их воспитания. Они разделяли ее на разные виды. Многие пользовались занятиями гимнастикой и для нравственного воспитания. «Многие телесные упражнения, - говорит один греческий врач, - необходимы для того, чтобы юноши, упражняя дух и тело, воздерживались от сильной наклонности к чувственным удовольствиям».

Общие правила относительно гимнастики касаются частью выбора, частью употребления этих упражнений. Что касается выбора:

  • Никогда не нужно избирать упражнений без цели, и особенно вредных для тела или нравственности;
  • Напротив, всегда надо выбирать такие упражнения, которые истинно полезны для воспитанника и способствуют его развитию. При этом надо брать во внимание телесное сложение ребенка, его возраст, уже приобретенные им способности и предполагаемое звание;
  • Надо продвигаться вперед постепенно. Пропуск каждой последующей ступени может иметь печальные последствия;
  • Наконец, никакой вид упражнений не должен простираться дальше благоразумно поставленной цели. Мы посредством воспитания должны готовить не канатных плясунов или воздухоплавателей, не таких людей, которые бы опасными и бесполезными предприятиями возбуждали пустое удивление, но здоровых и обладающих нужными качествами членов общества, которые были бы способны к прохождению звания, указанного им Промыслом.

Сами занятия упражнениями должны быть подчинены таким требованиям:

  • Они не должны причинять никакого физического вреда. Для этого надо правильно соблюдать меру и время. Например, трудные физические упражнения никогда не нужно выполнять сразу после обеда. Также надо знакомить ребенка с необходимыми мерами предосторожности и учить его ловкости, чтобы он, например, прыгая, не держал язык между зубами, после сильного движения не раздевался, при разгорячении тела не пил чего-либо холодного и т.д.
  • Надо бдительно предупреждать всякий нравственный вред, например, склонность к грубому обнаружению своих сил, неблагородные порывы честолюбия, бесстыдства и тому подобное. Попечение о совершенстве тела ни под каким видом не должно быть предпочитаемо высшим обязанностям, и особенно нравственным.

Такие упражнения надо делать для детей по возможности приятными и занимательными. Они всегда бывают бесполезны, когда совершаются из принуждения и против воли. Очень полезно, если их облекают в форму игры или соревнования. Невинные детские забавы большей частью таковы, что, будучи правильно употребляемы, могут послужить достижению целей гимнастики.

Но никогда при этом не надо оставлять детей без всякого надзора. Иначе они легко предаются упражнениям вредным или во зло употребляют те, которые сами по себе безвредны. Будучи неопытны, легкомысленны, увлекаемы живостью своих сил и подстрекаемы ложным честолюбием, они предпринимают все, что льстит их склонностям, и не обращают внимания на опасности, которые угрожают их жизни или доброй нравственности.

Впрочем, этот надзор для детей не должен быть тягостным или оскорбительным, как уже было сказано выше. Нам надо стараться приобретать их любовь и доверие, между прочим, показывая соучастие в детских забавах, чтобы они сами желали нашего присутствия и нашего руководящего слова. Теперь скажем о некоторых упражнениях отдельно.

Упражнение рук

Удивительно, до какой степени могут развиться различные органы человеческого тела посредством продолжительных упражнений. Не нужно упоминать, какое проворство и какую силу мускулов показывают многие спортсмены в гимнастике. Для убеждения в этом довольно только одного взгляда на историю человека и на обыкновенную жизнь его. Известно, сколько в этом преуспевали древние римляне и греки, и еще больше удивляемся тому, какого искусства посредством упражнений, например, в скачке, лазанье, бросании и т.д. достигали народы, совершенно необразованные.

Что касается употребления мышц рук, то, вместе с крепостью и гибкостью, можно также учитывать способность к различным занятиям жизни и предполагаемое звание. Здоровые дети, побуждаемые живым стремлением к подражанию, равно как и собственной постоянной потребностью к деятельности, обыкновенно сами любят упражнять эти органы. При этом задача воспитания состоит только в том, чтобы предостеречь детей от неразумного напряжения сил; поэтому таким занятиям надо давать благоразумное направление.

С ранних лет надо приучать детей к полезному рукоделию, с помощью которого детские способности предохраняются от ржавчины праздности, тело укрепляется и приобретает привычку к занятиям, необходимым в общественной жизни, и самому духу незаметно присваиваются различные познания. Также и чувства приучаются к порядку и правильности. Если же ребенок в полезных упражнениях находит удовольствие и радость, то это благотворно сказывается на его нравственности.

Без сомнения, наши предки разделяли этот взгляд, поэтому и дети важных фамилий должны были обучаться рукоделию. Сейчас часто руководствуются предрассудком, будто только из книг можно учиться, и поэтому считают потерянным для образования то время, которое проводится не в школе и не за учебным столом. Но при внимательном наблюдении нельзя не сознаться, что так называемая резвость или забавы детей иногда более учат их, нежели наши уроки и нравоучения.

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить