Способность слова принадлежит к важнейшим преимуществам человека. Она пробуждается посредством внутреннего стремления ребенка к общению с другими и выражению своих мыслей. Само же умение говорить изучается через подражание и совершенствуется посредством упражнения. Поэтому:
- Разговор с ранних лет должен обратиться в потребность детей. Если они желают какую-либо вещь, то должны называть ее и с вежливостью ее просить. Конечно, и тут не надо допускать излишества. Формирование органов слуха и слова не у всех детей совершается с одинаковой скоростью. Если орган слова слишком рано будет раскрыт, то дети от этого могут на всю жизнь приобрести неправильный выговор;
- Для того чтобы научить детей хорошо говорить, нам нужно с ними хорошо разговаривать, то есть чисто, с надлежащим повышением и понижением тона речи и не очень быстро. Если в их произношении замечаем какой-нибудь недостаток, то надо исправлять его с осторожностью, при помощи врачей-логопедов. Если же этот недостаток оказывается неисправимым, то благоразумные родители стараются облегчить участь ребенка посредством снисхождения и благосклонности в обхождении с ним, и особенной заботой о воспитании души делают его недостаток если не безвредным, то, по крайней мере, более неприметным. Действительно, такие дети очень часто приобретают гораздо большую образованность, чему видим много примеров в истории ученых людей.
Не надо оставлять без попечения и телесную красоту. Она есть как бы открытое, предложенное для чтения всем рекомендательное письмо о молодом человеке, и сама добродетель через нее отчасти проявляется, по крайней мере, во внешней деятельности. Прекрасная душа в прекрасном теле издревле считалась идеалом человеческого совершенства.
Впрочем, одна телесная красота есть только видимое благо и, пока мир лежит во зле, во многих отношениях опасное. Редко бывает, чтобы тот, кто был красив, не знал этого; а еще реже, чтобы зная это, не предавался неразумному тщеславию. Особенно для девушек здесь предстоит большая опасность, и горе им, если они слишком увлекаются самолюбованием. Поэтому ребенку надо непременно со всем благоразумием внушать, чтобы он не уважал телесной красоты больше надлежащего и через нее не искал ничего такого, чего не одобряет совесть.
Только сыновний страх к Богу и постоянное ожидание лучших благ могут слабых людей предохранить от злоупотребления этим даром природы. Примером в таком случае служат нам целомудренный Иосиф среди искушений в Египте, благочестивая Сусанна и другие.
Какая нужна осмотрительность относительно искусственного украшения и внешнего убора тела, об этом было замечено выше. Благоразумные родители в этом случае всегда должны обращать внимание на то, что большая и лучшая часть их современников одного с ними социального положения считают приличным и благопристойным. Разве тогда только могут отступать они от этого правила, когда нравственность, здоровье или другие важные причины будут этого требовать; а без особенных причин не нужно выделяться в одежде.