Возбужденные чувства веры скоро погаснут, если не будем постоянно поддерживать их посредством благоговейной молитвы, которая составляет как бы дыхание души. Под молитвою разумеем все духовные упражнения, через которые сердце наше возносится к Богу, через которые оживляются и укрепляются вера, надежда и любовь к Нему. Молитва, как искреннее и благоговейное возвышение души к Богу, есть действенное средство к усовершенствованию в добродетели и не только средство, но вместе и сама добродетель, и не только добродетель частная, но вместе и дух, которым добродетель должна одушевляться во всех видах.
Усердно молящемуся, особенно невинному ребенку, отверзаются сокровища даров благодати: его разуму сообщается небесное озарение, а воле – благодатное возбуждение и подкрепление. Искренняя молитва ребенка, возносясь горе, проникает небеса и в отверстую душу низводит свыше тихий дождь Божественного милосердия. Поэтому родитель словом и примером должен возбуждать и поддерживать в детях дух молитвы.
Не достаточно показывать им, как их детское сердце должно изливаться пред Богом вездесущим, бесконечно Благим и Святым. Родитель должен употребить все, что внушит ему нежная и мудрая любовь к детям, чтобы молитву сделать для них занятием утешительным и вожделенным и обратить ее в духовную потребность для них. Если родитель достигнет того, что дети будут молиться охотно и в этом будут находить для себя удовольствие, то он уже много сделает для утверждения детей в вере и христианской нравственности.
Один благочестивый учитель говорит: «Я не находил ни одного истинно добродетельного человека, который не был бы благочестивым; никогда не находил я истинно благочестивого человека, который не любил бы молитвы настолько же, насколько он любит святую веру; не находил я ни одного истинно любящего молитву, который не размышлял бы вместе о вечных предметах, не был бы приятен в обхождении и в беседе, не был бы смирен и скромен, особенно в суждении о своих преимуществах. Напротив, я находил, что люди, не познавшие из опыта достоинства молитвы, почти всегда упорны, тщеславны, рассеяны и преданы грубым предрассудкам».
Родитель должен также раскрывать детям высокий смысл церковного богослужения, особенно святость Божественной Литургии, и внушать им глубокое уважение и благоговение к Таинству Евхаристии, во время которой совершаемому.
Неуважение взрослых к богослужению и отвращение от Церкви по большей части имеет свое основание в их плохом раннем образовании, когда они, будучи детьми, участвовали в действиях богослужения только по подражанию, или даже были принуждаемы к этому, как к тяжкой работе, или совсем не получили уважения и любви к святой вере по причине нерадения о том своих родителей.
Особенный и никогда не иссякающий источник благочестивой жизни – спасительные Таинства Церкви. Таинства Нового Завета содержат в себе обильные источники Божественной благодати и подобны преисполненным сосудам, из которых каждый может черпать по мере своей приемлемости. В первую очередь, это можно сказать о достойном участии в Таинствах Покаяния и Причащения.
Воспитатель по справедливости может считать себя счастливым, если своим примером и хорошим наставлением он достиг того, что его дети в принятии спасительных Таинств будут находить утешение и радость, и со святым жаром любви будут желать их. Каждый опытный духовный отец знает, что для сохранения детской невинности и для оживления внутреннего благочестия нет лучшего средства, чем Покаяния и Причащение Святых Таин.
Разделение учения о нравственном образовании
Святая христианская вера не есть только частное вспомогательное средство к усовершенствованию в добродетели, как ложно думают некоторые, напротив, она есть корень, который только один, проникая в сердце человека и оплодотворяясь Духом Божиим, может приносить плоды вечной жизни. Но Дух Божий действует не без нашего свободного содействия и не без посредства других.
Поэтому нужно пользоваться и всеми другими средствами, необходимыми или особенно полезными для усовершенствования нравственной жизни. При этом никогда не надо забывать, что самые лучшие средства только тогда могут иметь желаемое действие, когда Господь благословляет их. Если Господь не построит дома, напрасно трудятся строители, если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. (Пс. 126, 1; ср. 1 Кор. 3, 6).
Совершенная добродетель состоит в совершенной любви к Богу, одушевляясь которой, человек более всего желает соблюдать заповеди Божии и более всего потому, что это угодно Богу. Но хотя, возрожденные в св. Крещении благодатию, мы получаем новые сверхъестественные силы, однако в продолжение земной своей жизни еще не можем достигнуть полного совершенства. И верховный апостол свидетельствовал о самом себе, что он еще не достиг цели, но только стремится к ней, чтобы, наконец, достигнуть: Говорю так не потому, что я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я (Флп. 3, 12 и далее).
В том же признавались все истинно великие люди. Чем выше они восходили на гору, на которой стоит град Божий Иерусалим, тем яснее понимали, как они еще далеко от него. Тем меньше можно ожидать этой полноты нравственного совершенства в юном возрасте. Хотя в юношах дух бодр, но плоть их очень немощна: наклонность ко злу, замечаемая уже и в детях, очень легко одерживает перевес.
Для того чтобы полнее раскрыть столь важный предмет, предложим несколько пунктов, которые мы рассмотрим подробнее:
- средства сохранения благонравия в детях;
- средства усовершенствования благонравия в детях;
- средства исправления нравственных недостатков детей;
- средства побуждения ребенка к продолжению собственного образования, когда он станет взрослым.