Выше предложенные правила теперь приложим как к телу, так и к душе человеческой. Тело, это превосходное создание рук Творца, есть не только земная оболочка и орудие разумной души, сотворенной для вечности, но и составная часть существа человеческого. А учение Иисуса Христа усваивает ему еще высшее достоинство. Святая вера учит нас смотреть на тело, как на достояние Божие, как на храм Духа Божия и как на семя, которое некогда опять взойдет из могилы и расцветет к вечной жизни (см. 1 Кор. 3, 15; 6, 15 и далее; 15, 42 и далее; Флп. 3, 21).
Детям как можно чаще нужно внушать слова апостола: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят: а этот храм – вы (1 Кор. 3, 16-17). Впрочем, апостольские слова должны глубоко запечатлеть в своем сердце не только дети, но и все общающиеся с детьми. Горе бесстыдному развратителю, который соблазнит одного из малых сих!
Душа и тело имеют внутреннее взаимное влияние. Человек есть одно целое; следовательно, образование и деятельность души во многом зависят от состояния тела, и, наоборот, состояние тела тесно связано с состоянием души. Сколько умственных недостатков, сколько душевных болезней и сколько наклонностей ко злу имеют свое основание в расстройстве тела! Хотя душа полна силы, но что может она произвести вне себя, когда больное тело отказывает ей в своих услугах? Поэтому здоровый ум в здоровом теле всегда считали высшим благом, какого только может человек желать себе в этом мире.
По причине взаимного влияния тела и души, в учении о развитии и укреплении тела часто нужно бывает говорить о раскрытии разумной души, а в учении о душе – говорить о теле.
Весьма важное дело – сохранять тело ребенка неповрежденным и правильно развивать его. Об этом надо особенно заботиться потому, что органы детей очень легко повреждаются, и эти повреждения часто остаются непоправимыми. При этом преимущественно надо обращать внимание на здоровье как всего тела вообще, так и каждого телесного органа, на крепость тела и привычку переносить все трудное, возможную независимость от внешних влияний, навык к выносливости, необходимой для достижения истинного назначения человека. Не надо также оставлять без внимания и наружного вида. Ничем в ребенке не нужно пренебрегать, но все должно быть на своем месте и в надлежащем подчинении.
Эта часть воспитания у древних, особенно у греков и римлян, была предметом общественного попечения. И в наше время об этом предмете также очень много писали и предлагали разные способы для достижения желаемой цели. Много, однако, встречается погрешностей, особенно в частном воспитании, частью от невежества и различных предрассудков родителей, частью от их беспечности и от преобладания таких склонностей, которые вводят их в заблуждение. Например, по слепой привязанности к детям, родители изнеживают их или, по неразумному тщеславию, прежде времени принуждают их к умственным занятиям, превышающим детские силы, и прочее.
Здесь можно выделить два предрассудка: привязанность к старине и привязанность к новизне. Приверженцы первого совершенно без всякого размышления придерживаются старинных поверий как наследства, доставшегося от отцов и прадедов. От этого физическое воспитание делается механизмом, который от матери переходит к дочери, а от нее в том же виде передается следующему поколению. Образцы такого воспитания вызывают у родителей уважение своей давностью, а от этого и лучшие правила с трудом принимаются ими, так что иная умная мать придерживается старины собственно из опасения, в случае отступления от принятых обычаев, подвергнуться нареканию со стороны родных и знакомых.
Еще вреднее предрассудок привязанности к новизне, или слепая готовность принимать все новое и необыкновенное. Нередко в таком случае тщеславие и пристрастие к моде побуждают решаться на самые опасные опыты. Но благоразумные родители следуют наставлению апостола: Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5, 21). Не следует ни принимать, ни отвергать какое-нибудь правило, потому только, что оно старо или ново.
Особенно надо быть осторожным в принятии новых правил там, где прежний образ действия был довольно оправдан многими опытами. Жизнь человека так дорога, что не нужно играть ею и безрассудно отваживаться на новые опыты только для того, чтобы обратить на себя внимание других. Кроме того, при принятии новых правил, если даже их дают люди, известные своей опытностью, всегда надо обращать внимание на климат и индивидуальные особенности детей. Не все пригодно для всех.