Чудо-Юдо Кит

Глава 7. Детские страхи. Как к ним относятся родители?

Детские страхи. Как к ним относятся родители?Детские страхи часто остаются без внимания родителей. Американские психологи, исследователи психологии эмоций Керол Изард и Сильван Томкинс выделили два крайних подхода в социализации страха: какие воспитательные стратегии применяют родители, и какие стили отношения к страхам у своих детей они реализуют. Один стиль воспитания был определен ими как гуманистический, другой – нормативный. При гуманистической воспитательной стратегии дети осваивают управление страхом, при нормативной – происходит приучение к страхам.

Ознакомиться с характеристикой этих воспитательных подходов помогут специальные тестовые вопросы. Ответы на эти вопросы не столь однозначны, установки родителей в этом отношении могут значительно расходиться. Обозначим крайние варианты ответов – они определяют разные воспитательные подходы.

1. Для начала попробуем ответить на такой, казалось бы, странный вопрос: «Как вы считаете, сколько страха может присутствовать в жизни ребенка?».

При первом варианте родительского отношения взрослые полагают, что страх у ребенка должен возникать лишь в исключительных случаях, в чрезвычайных обстоятельствах. Они считают так сами и передают это убеждение своим детям.

При другом варианте родительского отношения взрослые воспринимают переживание страха как неизбежную часть повседневной жизни, обыденность и норму.

2. Следующий тестовый вопрос для изучения родительской позиции: «Вредно или полезно детям переживать страх? А может быть, чувство страха – это ценное средство воспитания?»

Разные варианты ответов на эти вопросы задают стиль отношений с ребенком.

В первом подходе родители стремятся создавать и поддерживать в отношениях с ребенком безопасное психологическое пространство. В тех случаях, когда взрослые сами испытывают тревогу, опасаясь за безопасность ребенка, они защищают малыша, не передавая ему собственное чувство страха.

При другом подходе родители используют запугивание как удобное средство воспитания, регулирующее поведение малыша, обеспечивающее подчинение и послушание. Когда родители напуганы сами, они делятся своим состоянием с малышом, сообщают свой страх ребенку.

3. Умеют ли родители замечать и распознавать детские переживания?

Внешние проявления страха можно заметить в настороженном или напряженном взгляде, направленном на пугающий объект. Глаза при страхе широко раскрыты, а зрачки заметно расширены. Лицо бледнеет. Ребенок может замереть, съежиться, задрожать или заплакать, попытаться спрятаться, убежать. Проявления страха у детей постарше могут быть не столь развернутыми, особенно если ребенок считает, что бояться стыдно. Испытывая страх, ребенок может улыбаться или смеяться.

Родители различаются тем, насколько они внимательны и восприимчивы к сигналам, указывающим на появление страха у детей.

В одном случае родители воспринимают соответствующие мимические знаки, указывающие на изменение эмоционального состояния. Они внимательны к проявлениям переживаний ребенка, сигнализирующим о возросшей потребности в безопасности.

В другом случае – обращают мало внимания на признаки страха у ребенка. Они зачастую нечувствительны к соответствующим сигналам, пренебрегают ими или преуменьшают их значение. Проявления страха у ребенка могут оставаться незамеченными или расцениваться, как досадная помеха.

4. В жизни некоторые действия родителей могут пугать ребенка или причинять ему боль. Например, в каких-то случаях родителю приходится действовать быстро, стремительно изменяя ситуацию, не имея возможности заранее пояснить детям смысл происходящего. Как ведут себя родители в том случае, если они чем-то испугали ребенка, - по незнанию или намеренно?

Одни родители в подобной ситуации стараются возместить эмоциональный урон, восстановить доверие и близость в отношениях.Они объясняют ребенку произошедшее, говорят о своих намерениях. Рассказывают о том, что не хотели напугать малыша, признают свою вину и высказывают сожаление о происшедшем.

Другие родители в подобной ситуации не придают значения необходимости восполнять эмоциональные потери. Почему-либо испугав ребенка, они не пытаются дать ему какие-либо объяснения, попросить прощения или загладить отношения. При такой модели отношений считается оправданным намеренно пугать ребенка, добиваясь подчинения нормам с помощью страха.

5. Ставят ли родители перед собой специальную задачу – научить своего ребенка справляться со страхами?

Одни родители сами могут справляться со своими переживаниями страха и знают, насколько важно этому научиться. Они терпимы к своему страху и страху других. Если ребенок испугался, родители учат его тому, как не оставаться подавленным, будучи охваченным этим чувством, а уметь управлять этим переживанием. Это касается, прежде всего, повторяющихся ситуаций, бросающих вызов душевному равновесию ребенка, таких как посещение врача или столкновение с драчунами. Родители дают ребенку возможность научиться преодолевать неприятные переживания.

В других семьях родители не ставят перед собой задачи научить ребенка справляться со страхом. В том случае, если взрослые активно используют детскую боязливость в качестве сдерживающего средства, им «не выгодно» поощрять в детях смелость: можно потерять привычные способы влияния.

*********************************

Родители могут быть нетерпимы к проявлениям страха у своих детей. Тогда, чтобы добиться стойкости, упорства или самостоятельности, для преодоления страха у детей взрослые прибегают к негативным санкциям – малыша стыдят или наказывают за трусость. Они пренебрегают возможностями обучать ребенка противодействовать источникам страха в заранее предопределенных ситуациях или придают действиями неприятную для ребенка окраску: «Если стричься решено – плакать глупо и смешно!..»

Итак, при гуманистической модели социализации страха родительская установка направлена на уменьшение ощущения страха у детей, а при нормативной модели социализации страха это переживание поддерживается родителями.

В реальной жизни родители могут интуитивно следовать как одному, так и другому стилю обращения с детскими переживаниями. Родители могут сочетать эти стили в разных пропорциях или непроизвольно переходить от одной модели воспитания к другой.

Так, если в какой-то сфере отношений взрослые сами спокойны и уверены в своих силах, им легче приблизиться к чуткому гуманистическому полюсу в обращении с детскими страхами. Если родители находятся под влиянием непосильной стрессовой ситуации (затянувшиеся конфликты, психологические травмы, болезни или алкоголизм), то можно предполагать, что собственная неуверенность будет подталкивать их к более категоричному нормативному стилю обращения с детскими страхами.

Подход, который мы описываем в этой книге, соответствует гуманистическому стилю социализации. Предлагаемые рекомендации помогут родителям устроить отношения с детьми в русле гуманистической модели.

       

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить