Хотя некоторые несправедливо утверждают, что человек ничего больше не знает, кроме того, что он получает посредством внешних чувств, - так как слишком неразумно идеи об истине, нравственном добре и красоте считать только произведением внешнего опыта, - однако же, образование способности внешнего восприятия очень важно, не только потому, что от нее зависит обыкновенная деятельность человека, но и потому, что эта способность доставляет пищу уму, которую вслед за тем он по высшим идеям обсуждает, обрабатывает и употребляет для своих целей. Поэтому справедливо можно сказать, что с кругом зрения расширяется и круг мышления.
Вообще философского умозрения никогда не нужно отделять от опыта. В новейшие времена, ослепляясь блеском идеального творчества и построения, крайне унизили столь прославленный прежде эмпиризм. Но как может человек правильно действовать на опытный мир, когда он, живя в одних идеях, не имеет о нем достаточного познания? Чтобы в своем высоком полете не быть игрой мечтательных обольщений, человеческий дух также имеет нужду в опытных познаниях, как корабль в грузе. С другой стороны, тот, кто, не имея высшего взгляда и идеального стремления, останавливается только на опыте, вовсе будет поглощен его потоком.
Для образования способности внешнего восприятия необходимо:
- Сохранение и усовершенствование чувственных органов;
- Сам ум сделать способным к восприятию предметов, соответствующих каждому органу, так как не орган, собственно, видит и слышит, а ум человека. И видит, и слышит он обыкновенно только то, что знает. Отчего, например, художник с притупленным зрением видит в прекрасной картине несравненно больше, нежели самое острое зрение человека необразованного?
Здесь также самое главное – правильное постоянное упражнение, для которого, не определяя известных часов, всегда и везде можно находить много случаев. Такого рода упражнения очень легко обращаются в занимательную игру, когда, например, между многими детьми начинается соревнование, в котором один старается лучше других что-нибудь, правильнее измерить длину, глубину и высоту, открывать больше самых тонких отличительных признаков и тому подобное. Однако необходимо:
- чтобы подобные упражнения никогда не были опасны для нравственности и детской невинности;
- чтобы упражнения не были односторонни, что бывает, когда, оставляя другие совершенства, имеют в виду только одно какое-нибудь, например, совершенство зрения и подобное;
- чтобы преимущественно совершенствовался орган чувства более благородного и теснее связанного с исполнением обязанностей;
- наконец, чтобы всегда соблюдалась строгая последовательность и постепенность в переходе от легких упражнений к более трудным.
Для того чтобы особенно развить ум для внешних наблюдений, надо с ранних лет предохранять детей от ветрености и той тупости, когда они смотрят на предметы без всякого размышления. С этой целью нужно приучать детей к размышлению:
- о происхождении, составных частях, пользе и употреблении наблюдаемых предметов, особенно тех, которые часто встречаются в обыкновенной жизни;
- о причинах встречающихся явлений, об их следствиях и действиях или вообще о причинной связи вещей.
Также постепенно нужно прививать детям чувство приличия, порядка и красоты. Впрочем, об этом будет сказано дальше, в разделе о воспитании чувств красоты.
Наилучшее средство для развития наблюдательности – срисовывание внешних предметов, посредством чего наше внимание становится более вдумчивым. В этом наша душа находит очень приятное занятие, и, не говоря о многих выгодах рисования для жизни, рисуя, мы замечаем очень много как недостатков, так и красот, которых через простое наблюдение никогда бы не открыли.
При этом поучительнее всего для детей является пример воспитателя или родителя. Если он в обыкновенном общении с детьми показывает внимательность к встречающимся предметам и, не останавливаясь на мелочах, в присутствии детей охотно предлагает о предметах свои замечания, то этот навык наблюдательности незаметно перейдет и на детей.
Но никогда не нужно забывать, что наблюдение внешних предметов не составляет главного для человека: оно должно быть только средством к достижению высших целей, которых никогда не надо упускать из виду. Не следует также воспитание этой способности обращать в пустую забаву без цели, но всегда надо направлять ее к пользе юного гражданина мира.