Все мы носим в себе Божественный закон, написанный в сердцах наших (Рим. 2, 15), и наша совесть говорит нам, что мы всецело и безусловно должны покоряться ему. Когда человек искренно повинуется голосу этого закона, тогда он чувствует в себе мир и радость, которые далеко превосходят всякое чувственное удовольствие.
Но тот, кто не внимает этому голосу, чувствует в себе праведное наказание, так как раздраженная совесть, подобно грозному пророку, обличает его в преступлении и предрекает наказание, навлекаемое преступлением. Если внутренние упреки очень сильны, то они называются угрызениями совести. Это наказание, само по себе мучительное, бывает очень спасительно: оно служит доказательством того, что хотя человек и уклоняется от Бога, но Бог еще не оставляет его.
Несмотря на то, что чувства справедливости и нравственного добра есть у всякого человека, их живость и сила бывают очень различны. Какое, например, расстояние между нежным чувством доброго и благочестивого человека, который страшится и трепещет всякого греха, и чувством ожесточенного злодея, который многократными злодеяниями подавил свою совесть и пьет грехи, как воду!
Отсюда очевидно, что необходимо пробуждать это чувство в сердце ребенка с ранних лет и иметь о нем постоянное попечение. Пренебрегать или подавлять нравственное чувство – значит, разрушать нравственную жизнь человека. Особенную важность имеет это чувство в детском возрасте. Детский разум еще слаб, неопытен, не знаком с опасностями, которых так много встречается на свете, поэтому, что было бы с его невинностью, если бы нежное нравственное чувство не предваряло решений разума, не предостерегало его от грехов и не охраняло от всякой нечистоты детскую душу?
В этом отношении, задача родителей, прежде всего, - удалять от ребенка все, от чего нравственное чувство может притупиться или повредиться. Для этой цели:
- надо всегда остерегаться осмеивать в детях или при них в ком-нибудь другом ту нежность нравственного чувства, благодаря которой они отвращаются от всего плохого. Насмешка в этом случае крайне вредна: дети для избежания насмешек над добрыми чувствами часто кидаются из одной крайности в другую;
- никогда не нужно ослаблять в детях нравственного понятия извинением безнравственных поступков, приведением двусмысленных правил, изречений и т.д. Кто в присутствии детей говорит о грехах нецеломудрия как простительных слабостях, тот будет причиной того, что дети скоро станут считать эти грехи маловажными. Сюда относятся замечания относительно и нескромных картин;
- надо охранять ребенка от общения с порочными людьми, от чтения соблазнительных сочинений, от встреч с плохими примерами, особенно в любимых и уважаемых особах.
Чувство ребенка притупляется и в том случае, когда он узнает, как много безнравственного происходит в других местах. Также пагубно было бы подробно знакомить их с историей бесчисленных соблазнов.
Для пробуждения нравственного чувства в ребенке нужнее всего пример родителей, особенно матери, и всех окружающих его. Этому также во многом способствуют ясные и живые повествования, которые детскому сердцу дают почувствовать красоту и достоинство добродетельных поступков, а порок, напротив, представляют в срамном виде.
В этом отношении особенно полезно чтение библейской истории, в которой так прекрасно, впрочем, без излишней чувствительности изображается вожделенное состояние невинности, зловредность греха, счастье семейного мира, блаженство благоговейного хождения перед Богом, равно как наказания за непозволительное любопытство, за ненависть, неуважение к почтенной старости и т.д.
Справедливо замечено, что вредно было бы упражнять нравственное чувство ребенка, раскрывая ему только необычайные подвиги добродетели и указывая на примеры редкого мужества. Дети, привыкнув смотреть на дела необыкновенные, пренебрегают своими обязанностями, считая их маловажными, ищут своего назначения в том, к чему они Промыслом не призываются, и свое нерадение к настоящим обязанностям хотят извинить своим стремлением к воображаемой высшей деятельности.
Нравственного чувства никогда не нужно отделять от чувства веры. Всегда надо напоминать детям, что Бог вездеприсущ и взором Своим проникает сердца и утробы, что совесть – это глас Божий, грех – оскорбление Божества, а добродетель, одушевляемая живой верой во Иисуса Христа – это единственный путь, приводящий человека к вечному блаженству.
Впрочем, как ни прекрасны и как ни высоки эти чувства, но и здесь надо остерегаться злоупотреблений. Сюда относится, с одной стороны, чрезмерная боязливость и мнительность, от которых человек, не внимая голосу здравого смысла, предается только мрачным чувствам, возбуждаемым мечтами или суеверными представлениями, с другой – тщеславное самодовольство и кичливость своими добродетелями. Последний недостаток в наше время часто встречается в людях, присваивающих себе образованность: будучи во всем довольны сами собой, обольщаясь ложным светом своей мнимой праведности, они с удовольствием предаются мечтам о своих достоинствах.
Хотя добродетельный христианин всегда имеет утешение в сознании добрых своих дел, но никто, беспристрастно и внимательно испытывая самого себя, не осмелится сказать, что он сохранил себя чистым и невинным перед Богом или что добрые дела он совершал собственными силами.
Будучи далек от того, чтобы хвалиться по примеру гордого фарисея, он, напротив, со смирением будет сокрушаться о своих грехах. Если бы он и совершенно исполнил все свои обязанности, то и тогда не перестал бы говорить: «Не я делал добро, но благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15, 10). Это замечание необходимо, тем более что люди часто забывают о своих обязанностях к Искупителю и в гордом самодовольстве говорят только о своих достоинствах, высказывая свои надежды на собственные силы. Совсем иному учит нас Евангелие: оно без исключения всех людей объявляет грешниками, которые, будучи бессильны сами по себе, могут найти свое спасение только во Христе и через Христа, как единого Ходатая Бога и человеков и единого Спасителя мира.