Некоторые из новейших писателей утверждали, что нравственное образование надо откладывать до того времени, когда ребенок вступит в полную нравственную деятельность и будет в состоянии действовать сознательно по началам долга.
Поэтому первоначальное образование способности желаний, в раннем возрасте, по их мнению, надо предоставить природе, чтобы ограничениями ее не подавлять; те же погрешности, которые совершает ребенок от неразумия или других причин, по их мнению, в последующие годы оставят его сами собой или легко исправятся воспитанием.
Но родителю, который придерживается таких правил, благоразумный человек не доверил бы даже молодого зверя, не то что ребенка. И садовник, если он хочет вырастить красивые деревья, должен еще молодым деревцам придавать желаемую форму и направление роста. Здесь для краткости можно напомнить то, что замечено было еще о ранних привычках.
Если дети в ранние годы еще не могут действовать сознательно по правилам нравственности в собственном смысле, то воспитание может и должно заранее предрасполагать их к такой деятельности. Впрочем, и по правилам нравственным дети обычно начинают поступать гораздо раньше, чем некоторые думают и пишут.
Ощущение различия между добром и злом очень рано пробуждается в детском сердце, и счастлив ребенок, если это нравственное чувство, пробужденное в ранние годы, мало-помалу раскрывается, уясняется и укрепляется благочестивым примером и если живая вера в Бога, с ранних лет воспитываемая в нем, станет господствующим началом его последующей жизни!
От детского возраста нельзя требовать ничего, кроме того, что свойственно детям. Неразумно было бы желать, чтобы ребенок в детстве достиг мужеской основательности или постоянства, предусмотрительности и твердости, которые бывают только плодом опытности и зрелости, как физической, так и нравственной. Дети пусть остаются детьми – надо заботиться только о том, чтобы они были хорошими детьми, а хорошими мужами будут в последующие годы.
Истинное основание нравственного образования
Несправедливо думают некоторые родители, будто для нравственного совершенствования детей нужно только хорошо познакомить их с их обязанностями и естественными побуждениями к исполнению обязанностей. И здравое рассуждение, и повседневный опыт опровергают такое лжеумствование.
Как много людей, которые хотя совершенно знают свои обязанности, но, не смотря на это, остаются рабами своих беспорядочных наклонностей! Если будем говорить о детях, то всем известно, как часто они, выходя из школ и очень хорошо изучив нравственные правила, не становятся от этого послушнее своим родителям и начальникам, ревностнее и неутомимее в исполнении обязанностей своего звания, воздержаннее и бдительнее в сохранении своей чистоты, в удалении от греховных удовольствий и т.д.
Как часто случается, что образованные люди сами желали бы возвратить то время, когда они меньше знали, но больше имели сыновнего страха к Богу и нравственной чистоты! Без сомнения, человек должен знать свои обязанности, чтобы исполнять их; но главное состоит в том, чтобы нравственное образование было основано на живой вере в Бога, всевидящего и праведного Мздовоздаятеля. Цветы истинных добродетелей вырастают только на ниве сердца, напояемого истинною верою и благочестием. Праведный верою жив будет (Евр. 10, 38).
Поэтому, если родитель хочет облагородить сердце своего ребенка, то он должен стараться, при каждом удобном случае, словом и примером возбуждать в нем чувство веры. С ранних лет надо приучать детей благоговейно размышлять о Боге, как вездесущем, бесконечно святом и праведном, о Его любви к человеку и о том, насколько Сам Он достоин любви, об Иисусе Христе, о Его беспредельной любви к роду человеческому и величайших благодеяниях к нам и т.п. и внушать детям, чтобы эти размышления считали они важнейшей обязанностью и наилучшим занятием. Нарушение каждой своей обязанности дети должны считать постыдной неблагодарностью к Богу, оскорблением Его и величайшим злом для самих себя.
Чем больше с возрастом будут раскрываться в детях чувственные влечения, тем больше надо усиливать в них чувство веры и страха Божия. Их благочестие постепенно должно приобретать твердость, живость и силу, чтобы они всегда были в состоянии преодолевать беспорядочные наклонности, влечения к чувственным удовольствиям и повсюду встречающиеся соблазны и обольщения.
Никогда не нужно отделять нравоучения от вероучения. Бог есть любовь, и мы должны любить Его и эту любовь обнаруживать во всех своих действиях. Как же несправедливо утверждать благонравие детей на другом основании! Нравственные уроки, отделенные от веры, всегда бессильны и непрочны.
Нравоучители, предлагающие такие уроки, уподобляются садовнику, который вместо того, чтобы посадить дерево на плодоносную почву, повесил его на воздухе и к ветвям и сучьям его привязал поддельные плоды. Надо стараться черпать жизнь из ее источника, чтобы плодотворная сила ее изнутри разливалась по ветвям: какова вера в душе, таковы все ветви нашей деятельности.
Любовь, проистекающая из веры, изобретательна в средствах и умеет достигать отдаленнейших ветвей, простираясь на все поступки человека. А без веры в Иисуса Христа и любви к Нему, как бы часто и красноречиво мы ни говорили, наши наставления мало принесут пользы.
По единогласному свидетельству проповедников Евангелия между язычниками, ничто так не пленяет сердца самых диких народов и ничто не вызывает у них столько добрых чувств и возвышенных стремлений, как история, изображающая жизнь и дела Иисуса Христа. Так и детям мы не принесем пользы, если будем внушать им только правила, а не утвердим их в вере в Бога Отца и Господа Иисуса Христа и Всесвятого Духа Божия. Детский возраст есть наилучшее время для насаждения и утверждения веры, и как счастливо для детей протекает это время, если они в продолжение его будут возрастать и укрепляться в живой вере!