Чудо-Юдо Кит

Исправление недостатков

Открытие недостатков

Под недостатками мы разумеем здесь не какие-нибудь случайные погрешности, а постоянные, которые происходят от превратного направления способностей или, по крайней мере, при известных обстоятельствах всегда повторяются, например: косой взгляд, забывчивость, преобладающее легкомыслие, склонность к воровству и т.д.

И самое усердное попечение о воспитании детей не всегда может предохранить их от всех недостатков; часто замечают их только тогда, когда они уже пустили глубокие корни. Так как воспитание при настоящем состоянии человека вообще должно благотворно помогать ребенку в исправлении его недостатков, то долг воспитания – выполнять это прекрасное назначение особенно там, где какие-нибудь недостатки уже обратились в навык. А для этого ребенок, прежде всего, должен узнавать как сами недостатки, так и их источники, и обстоятельства, им способствующие.

Это дело иногда бывает очень трудным, особенно по отношению к недостаткам умственным, потому что часто недостаток или скрывается от поверхностного взора, или даже представляется совершенством. Поэтому, чтобы не обмануться, родителю надо:

  • Верно знать, какова должна быть каждая способность как сама по себе, так и по отношению к прочим способностям;
  • Сравнивать, посредством точного наблюдения, действительное состояние различных способностей с тем, чем они должны быть. Опытный взор, каким воспитатель постоянно наблюдает за детьми и сравнивает их с другими детьми, конечно, очень многое значит.

Также для воспитателя важное дело – найти источники и причины замеченных недостатков. Они часто скрываются в самом ребенке, в его организации, в слабости его природных способностей, в испорченном состоянии сердца и т.д., часто – в предметах, его окружающих, к которым особенно относим влияние людей, внешних вещей и чтения, иногда – в прежнем обхождении с ребенком и в превратном его образовании. Здесь очень часто можно говорить родителям и воспитателям: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3-5).

Общий способ исправления

Если родитель обнаружил как сам недостаток, так и его источник, то надо противодействовать злу как можно скорее. Несправедливо думают, что порок в зрелых летах исправляется сам собой. По большей части, исправление, чем дольше откладывается, тем бывает труднее и, наконец, делается почти невозможным.

Как в физическом, так и в нравственном отношении справедливы слова Овидия: «Подавляй зло в самом начале; поздно готовить лекарства, ибо зло усилилось из-за долгого промедления».

Надо стараться преграждать источники зла; где этого достигнуть нельзя, там, по крайней мере, нужно ослаблять их, насколько возможно, и влияние их делать менее вредным.

Надо ясно и с твердостью показывать ребенку неприличие и вредные последствия его недостатка, чтобы он сам желал освободиться от него. Если и при физических болезнях лекарства, принятые против воли, теряют значительную часть своей силы, то чего можно ожидать при болезнях нравственных, пока ребенок с упорством отвергает все меры исправления? Когда голос совести еще слишком слаб, тогда с надлежащей осмотрительностью надо пользоваться стремлением к чести, к самосохранению, указанием на последствия близкие и отдаленные и т.д.

Если в ребенке не замечается упрямства или худой воли, то воспитатель должен больше пользоваться ласковыми увещаниями и объяснениями, нежели устрашающими угрозами и наказаниями. При этом всегда надо поддерживать в ребенке твердую надежду на то, что исправление возможно и не так трудно, как, может быть, ему представляется, чтобы таким образом более облегчить дело исправления.

Воспитатель не должен желать слишком скорого действия употребленных им средств, но он должен действовать на ребенка постепенно, мало-помалу двигаясь вперед. Слишком быстрые перемены могут обольщать и радовать воспитателя или родителей, но эта радость редко бывает продолжительна. Для более прочного успеха лучше истреблять недостаток постепенно, но основательно, исторгая его с корнем.

Если воспитатель при таком действии замечает хоть некоторый успех на пути исправления, то с удовольствием может обращать на это внимание ребенка. Напротив, если ребенок по временам опять будет возвращаться к своим слабостям, то воспитатель не должен терять терпения и надежды или, по крайней мере, ребенок не должен замечать того, что воспитатель сомневается в его исправлении. Ничто так не препятствует окончательному успеху в исправлении, как утрата надежды и малодушие исправляемого.

Но воспитатель должен быть мужем молитвы, - как для того, чтобы получать ему необходимый свет свыше, так и для того, чтобы никогда не оскудевать в любви и непоколебимом терпении. Равным образом он должен размышлять о том, как любвеобильный Господь и Спаситель наш, всегда кроткий и смиренный сердцем, исправлял недостатки Своих учеников.

Кто не знает, как обычно бывает тяжело и для совершеннолетних преодолевать пороки, которые посредством продолжительной привычки обратились как бы в другую природу? Впрочем, если недостаточно мягких средств, то непременно требуются строгие меры, и вообще нужно соблюдать все то, о чем было сказано выше – в главе об угрозах и наказаниях. Только надо остерегаться, чтобы посредством излишней строгости совершенно не переломить надломленной трости и не угасить курящегося льна (см. Мф. 12, 20).

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить