Чудо-Юдо Кит
  • Главная
  • Разделение душевных способностей

Разделение душевных способностей

Если тело – это низшая часть человека, то, как много надо обращать внимание на живущий в нем дух, созданный для вечности! Его первообраз есть Сам Бог, и образовать его – значит, уподоблять его этому Первообразу, то есть так преобразовать, чтобы в нем отразилась беспредельная Божия премудрость и любовь. В душе человеческой есть различные способности. Они подробно рассмотрены в науке о душе (психологии); здесь мы извлечем из нее только нужное для нашей цели.

Три главные отрасли одного корня – это способности представлений, чувств и желаний, то есть ум, сердце и воля.

Способность представления обнаруживается, когда мы представляем какой-нибудь предмет. Иначе она называется познавательной способностью.

Способность чувств раскрывается, когда получаем от предмета приятное или неприятное впечатление.

Способность желания выражается в стремлении к чему-либо на основании представлений ума или впечатлений сердца.

Теперь поговорим о познавательной способности. Ее можно представить в двояком отношении:

  • в зависимости от круга действий познающего духа мы делим эту способность на низшую (опытную) и высшую (умственную);
  • в зависимости от образа этой духовной деятельности мы выделяем производительную и воспроизводительную способность.

Дело опытной производительной и познавательной способности состоит в том, что мы посредством чувств постигаем как самих себя, так и предметы, вне нас находящиеся, а посредством разума отдельные представления соединяем в понятия.

Посредством этих чисто опытных действий дух вращается только в пределах конечного, привязан к времени и пространству, а мир высший, собственное его отечество, остается для него закрытым. Но круг умственной его деятельности простирается несравненно выше. Умом он возносится над всеми чувственными явлениями и познает вечные идеи истины, красоты и добра.

Лучи этих идей сами собой падают в раскрывающееся око духа. И того обычно называют безумным, в ком их совсем не видно. Хотя в духе еще необразованного или дикого человека идеи обнаруживаются очень неясно и больше в виде темного предчувствия, нежели ясного познания, но тот, кто судит об истине и лжи, о правде и неправде, уже пользуется своими идеями, и, если только они будут правильно раскрываемы, темное предчувствие скоро обнаружится в ясном сознании.

Этот ум может выделять частные признаки предметов, подводить их под высшие законы и из данных истин выводить новые. Отсюда – способность разделять, судить и делать умозаключения.

Как опытные, так и умственные познания, будучи однажды приобретены, становятся как бы собственностью нашего духа, которой он может распоряжаться по своему произволу. Для этой цели Творец даровал нам способности воспроизводительные, посредством которых мы можем сохранять познания, возобновлять, соединять их между собой и совершенствовать различным образом. Подробнее об этом будет сказано ниже.

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить