Введение
До сих пор речь шла собственно о воспитании (или формальном образовании), посредством которого дремлющие в человеке силы надо возбуждать, раскрывать и так направлять, чтобы они все вместе стройно содействовали достижению истинного назначения человека, временного и вечного. Но воспитание должно также сообщать пробуждающемуся уму и сами познания, необходимые или, по крайней мере, истинно полезные для человека. Эту часть воспитания мы назвали наукой обучения, или материальным образованием.
И материальное образование, или обучение, важно: оно украшает человека многоразличными познаниями о мире чувственном и сверхчувственном и находится в неразрывной связи с требованиями святой веры и нашей совести. Хотя человек очень часто поступает вопреки лучшим своим понятиям, однако, чем яснее и основательнее узнал он конечное свое назначение и тот путь, который ведет к нему, тем более чувствует побуждение непрестанно стремиться к главной своей цели. Чего, напротив, можно ожидать от тех, перед взорами которых мир со всеми его событиями проходит как пустое сновидение и которым неизвестно, откуда и для чего они сами и все окружающие их вещи?
В недавнее время были, а может быть, есть и теперь такие родители, которые считали обучение совершенно излишним и даже вредным по тому ложному предположению, будто гораздо лучше предоставлять молодому человеку самому отыскивать все достойное познания, нежели показывать ему это. Но очень многих познаний сам собой он вовсе не может приобрести, а многие другие приобретает только с большим трудом. Именно о важнейших и самых необходимых истинах сказано: Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? Итак, вера от слышания (Рим. 10, 14 и далее).
Даже и в отношении таких истин, которые человек может познавать посредством собственного исследования, устранение всякого обучения повлекло бы за собой многие отрицательные последствия, потому что только немногие дети обладают такими отличными талантами и неутомимым прилежанием, что могут обойтись без особенного внешнего пособия.
Как многого лишились бы дети с обыкновенными или слабыми дарованиями без сего пособия! Да и самые одаренные дети, будучи предоставлены только самим себе, приобретают образование очень медленно, с большими затруднениями – такие люди и к близкой цели доходят нескоро и весьма нелегко; притом они ограничиваются большей частью малым кругом познаний и почти всегда отличаются односторонностью, упрямством и ученым своенравием.
Если возразят, что обучение лишает детей самодеятельной изобретательности и приучает их слепо раболепствовать чужим мнениям, то это возражение касается не самого обучения, а только его способа.
Для краткости предложим здесь некоторые общие правила обучения, а именно скажем:
- о выборе предметов обучения;
- о форме обучения;
- об особенных средствах к дальнейшему самообразованию учеников.
Предварительные понятия
Образование человека будет очень недостаточно, если он ничего не будет знать, кроме того, что ему было сообщено в процессе обучения. Как много понятий должен иметь ребенок уже и для того, чтобы он мог понимать сообщаемое ему учение! Сколько наблюдений делает внимательный ребенок сам, без помощи учителя, в продолжение нескольких лет своего образования! И при всем том, как ограничено будет его знание, если, после выпуска из школы, он будет довольствоваться только запасом доселе приобретенных знаний и не будет непрерывно увеличивать его в подростковом и взрослом возрасте!
Частные пути или средства, которыми человек всегда может приобретать новые познания, почти бесчисленны, так как мир чувственный и сверхчувственный со всех сторон объемлет его открытый ум. Для краткости здесь укажем только на три общих пути, а именно: на опыт, общение с людьми и чтение.
Опыт, как средство приобретения познаний
Опыт всегда справедливо считался лучшим учителем людей. Без опыта многого вовсе нельзя знать, например: благоустройства общественного и частного, общепринятых правил и обычаев, поведения окружающих нас людей, искусств, чудного устройства видимого мира и подобного.
Даже и те познания, которые можно приобрести или путем обучения, или из книг, только при помощи опыта могут стать ясными и раздельными. Один опыт несомненно уверяет нас в истине и важности частных положений и правил; он открывает нам недостатки умозрения и умозрительное учение восполняет своими правилами; он учит правильной деятельности в общественной и частной жизни, применительно к различным обстоятельствам; он, как во время раннего образования человека, так и в продолжение всей его жизни, служит необходимым пособием в его действиях и всегда доставляет много такого, чего никакое умозрение сообщить ему не может.
Опыт необходим во всех искусствах и знаниях, если они не должны оставаться одной игрой ума, а должны приносить пользу в действительной жизни. Человек всегда только в школе опыта становится способным к делу и полезным в обществе.
Поэтому нет лучшего средства для образования юношества, как заблаговременно вводить молодого человека в эту школу и в то же время приучать его правильно пользоваться собственным опытом. Но для накапливания опыта необходимо человеку не только многое видеть и слышать, но и все, с ним встречающееся, правильно наблюдать, здраво обдумывать и из этого делать выводы для своих будущих поступков.
Не тот хорошо пользуется этим средством своего образования, кто видел многое, но тот, кто видел правильно, не тот, кто многое пережил, но кто жил с размышлением. Иной объездил половину света, а видел мало; другой был очевидцем величайших явлений природы и политических переворотов, но ничего не испытал. Поэтому родитель должен обращать внимание детей на все, что с ними случается, и особенно на случаи более важные. Он должен чаще говорить с ними и показывать им, как они должны пользоваться своим опытом, и особенно подавать им образец в том, как надо поступать, чтобы с каждым днем все более и более они могли обогащаться опытными познаниями.
Ранее было замечено, что опыт никогда не должен быть лишен стремления к вышеопытному, иначе человек, пользующийся опытом, будет пресмыкаться только по земле и, вместо существенной пользы, потерпит от опыта величайший вред в том случае, когда захочет пребывать только в пределах опыта и тем будет препятствовать своему духу возноситься к небесному его отечеству.
Истины Божественного Откровения как путеводные звезды должны непрестанно освещать человеку представляющуюся в опыте смесь земных явлений; и счастлив тот человек, который с ранних лет научился на все смотреть при свете веры и к нему возводить все происходящее в мире! Как тогда, при творении мира, по слову Творца: Да будет (Быт. 1, 3), - неустроенное вещество преобразовалось в прекрасный мир, так и ныне действием премудрого и всеуправляющего Промысла происходит то же самое.
Человек, не просвещенный святой верой, в различных состояниях своей жизни часто ничего другого не видит, кроме заблуждений и слепого случая; но тот, кто ходит в свете Откровения, повсюду усматривает единство, красоту и мудрый порядок. Хотя он многого не может объяснить себе, однако же, непоколебимо стоит в той уверенности, что разногласия здешней жизни разрешатся там в вечную гармонию. Таким образом, чтобы правильно понимать опыты и через них достигать мудрости, более всего необходимы живая вера и сыновний страх к Богу.
Наконец, ребенка надо предостерегать и удерживать от тех собственных опытов, которые будут доставаться ему слишком дорого, может быть, потерей здоровья или даже невинности. Жестоко ставить за правило, чтобы дети учились ходить, падая!
Благоразумный родитель, конечно, будет пользоваться уже случившимися падениями своего ребенка для его исправления, но никогда не станет сам подавать повода к таким падениям. Не представляет ли нам история довольно и чужих опытов, которые показывают невыгоды и горькие последствия греха? Для чего же нам делать ребенка несчастным, чтобы предостеречь его от несчастья?
Об общении с людьми
Как для благочестия и добродетели, так и для умственного образования весьма важно то, с какими людьми мы общаемся. Особенно в подростковом возрасте весьма сильно стремление к подражанию, когда нежная душа так легко привязывается к другим и перенимает весь образ их мыслей и поступков, часто не отличая хорошего от плохого.
Если ребенок имеет счастье общаться с такими людьми, которые заслуживают уважение по своему основательному, здравому и вместе скромному рассуждению, по своей способности живо и легко изображать предметы и вообще по своему умственному образованию, то от этого сообщества для образования своих способностей он может получить очень важную пользу. Находясь в таком сообществе, он незаметно возбуждается к собственному размышлению, учится быстро понимать мысли других, ясно и определенно выражать свои, взвешивать каждый предмет с разных сторон. В общении с образованными людьми он также услышит многое, чего иначе не мог бы узнать без напряжения, и с удовольствием научится тому, что в школе узнал бы только с трудом и, может быть, с принуждением.
Таким образом, что в другом случае стоило бы долгого времени и могло бы легко забыться, то в общении с людьми он изучает как бы незаметно, и предметы, о которых здесь услышит, долго не выйдут у него из памяти, так как с ними соединены приятные воспоминания о лицах, месте, времени и т.п.
В обществе людей науки обычно бывают более занимательны и более приспособлены к настоящим обстоятельствам и расположению ребенка, а поэтому гораздо легче воспринимаются и дольше удерживаются в памяти, чем если бы они были изучены в школе по книгам и в определенное время. Некоторые же предметы, например, живые языки и правила внешнего приличия, только в общении с людьми и можно изучать правильно, легко и быстро.
Впрочем, общение с людьми легко также может вести и к превратному образованию, когда, например, мальчик или подросток общается с пустыми говорунами, мечтателями, самолюбивыми умниками или с такими людьми, которые увлекаются заблуждениями и предрассудками или заражены мнениями вредного духа времени.
Из сказанного видно, как мы должны быть осторожны в обхождении с детьми в их присутствии! Они часто бывают гораздо внимательнее к разговорам старших, чем к тому, что говорится непосредственно к ним. Слово, которое при таких случаях западает в душу, иногда остается в ней на многие годы и в свое время приносит плоды жизни или смерти. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих! (Мф. 18, 10). Поэтому родители и наставники должны заботиться о том, чтобы дети не входили ни в какие плохие сообщества, должны внушать им, чтобы и по окончании воспитания они всеми мерами удалялись от общения с людьми порочными. О Тимофей, - писал апостол к возлюбленному ученику своему, - храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6, 20-21).
Слишком легко было бы излагать здесь особенные правила в отношении того, как молодой человек должен общаться с другими, чтобы верно достигать как земного благосостояния, так и вечного своего назначения, что преимущественно должно быть его целью.
Большая часть новых зарубежных писателей, рассуждавших об этом предмете, имели в виду только одно временное бытие человека. Даже нравственные правила у них часто не имеют никакой другой цели, кроме той, чтобы человек мог хорошо прожить в этом мире, а будущую, вечную жизнь и приготовление к ней оставляют они в стороне, ни мало не заботясь о том. Поэтому предлагаемые ими нравственные правила хотя заключают в себе много хорошего и полезного, но почти всегда холодны и безжизненны, по причине равнодушия писателей к животворной вере, и дышат тем, что в св. Писании называется плотской мудростью (2 Кор. 1, 12).
Сюда также относится путешествие. Общение со многими и различными людьми, наблюдение иностранных произведений искусств, разные происшествия и случаи, со всем этим соединенные, весьма много способствуют не только расширению круга наших познаний, но и исправлению многих недостатков, укоренившихся в нас на родине, и сообщают нашему характеру более твердости. Поэтому говорит пословица: чужая сторона прибавит ума.
Впрочем, для путешествия требуется не только значительный достаток, но и твердое благочестие, глубоко укоренившийся в душе сыновний страх к Богу и некоторая зрелость тела и духа. В подростковом возрасте путешествие может быть безвредным и истинно полезным только в сопровождении благоразумного и добросовестного руководителя.
К сожалению, очень часто случается, что подросток из путешествия привозит в отечество только уязвленную совесть, оскверненное воображение и расслабленное тело. Как ягненок, ходя среди репейников, оставляет на них самую лучшую шерсть, так и бывает с подростками, если они без должной осторожности посещают большие города.
О чтении
Искусство давать прочное основание своим мыслям и чувствам, посредством видимых знаков есть один из величайших даров Творца.
Посредством его мы можем древнейших предков и отдаленнейших современников представлять себе как бы живыми и умственно дружить с мудрецами всех веков. Что в древности мыслили и чувствовали люди мудрейшие, о том и мы можем рассуждать вместе с ними и сочувствовать им. Таким образом, их опыты становятся нашими и, сообразуясь с высоким полетом их ума, мы можем достигать такой высоты, о которой, предоставленные самим себе, вероятно, и не подумали бы.
Впрочем, и чтение имеет свои опасности и подросткам может причинять неизлечимые раны, особенно в наши дни, когда появляется на свете так много вредных книг. Поэтому при выборе книг для чтения требуется большая осторожность. Родитель не должен обманываться ни благозвучным и многообещающим заглавием книги, ни одобрением какого-нибудь журнала или самого сочинителя, но должен ставить себе непременным правилом – никакой книги не давать в руки детям, пока сам не прочтет ее до конца, не узнает ее со всей точностью и не найдет подходящий к личному их состоянию, как в умственном, так и в нравственном отношении.
Есть примеры, что произведение, написанные для подростков, сберегали содержавшийся в них яд до последних страниц, где он оказывается тем вреднее, чем более юный читатель в продолжение чтения полюбил писателя за какие-либо совершенства книги. Пусть даже во всяком отношении можно положиться на благонамеренность автора, и тогда, однако же, не все годится для всех, и только внимательный родитель может точно определить, что полезно для его детей.
Надо внушать детям, чтобы они и в последующие годы относительно своего чтения советовались с умными и истинно добрыми людьми и, прежде чем приобретут себе какую-нибудь новую книгу для чтения, спрашивали их мнения. Если бы в магазинах продавали вместе со здоровыми и съестными продуктами также много вредных и смертоносных, то кто был бы столь легкомысленен, что, без всякой осмотрительности и без расспросов о них, стал бы брать, какие попадутся, и потом немедленно употреблять их в пищу!
Родитель по многим причинам должен предостерегать и предохранять своих детей от вредного многочтения. Кто читает слишком многое и все, что попадется ему в руки, тот, верно, встретится с дурными и пагубными книгами; и так как такие люди большую часть книг прочитывают только поверхностно, то с их умом случается то же, что бывает с телом, когда человек принимает более пищи, чем может переварить его желудок.
«Не многое, но много читать нужно», - говорили древние; и очевидно, тот выигрывает гораздо больше, кто одну хорошо выбранную книгу прочитал надлежащим образом и совершенно понимает дух автора, чем тот, кто приобретает много книг, но при чтении каждой останавливается на одной только поверхности.
Так как беспорядочная страсть к чтению есть одна из главных болезней нашего века, то заблаговременно нужно приучать детей, чтобы они каждую хорошую и полезную для них книгу читали не быстро, с размышлением, и притом старались точно понять как ход мыслей во всей книге, так и отдельные, более важные ее части.
Для этого надо внушать детям, чтобы они никогда не довольствовались однократным прочтением хорошей книги. В первый раз мы обычно еще поверхностно знакомимся с порядком мыслей и различными особенностями автора, а поэтому с нами бывает то же, что с путешественником, который в первый раз объезжает чужую землю – оставшиеся впечатления быстро перемешиваются и затемняются.
Но если мы, при первом чтении ознакомившись с духом автора, потом снова читаем его книгу, то сами часто удивляемся, как многое при первом чтении ускользнуло от нашего внимания; тогда не только яснее, но и гораздо глубже мы понимаем содержание книги, притом неоднократно прочитанное надолго остается в нашей памяти. Что касается особенно важных произведений, то третье и каждое последующее прочтение будет приносить нам новые и новые выгоды.
Достаточно образованных детей очень полезно приучать к тому, чтобы приобретенные в ходе чтения познания они записывали на бумаге. Для этой цели одобряются:
- выбор и выписывание лучших и примечательных мест, с разделением и расположением их по определенным статьям;
- составление записок, в которых было бы показано, в каких сочинениях находится что-нибудь особенное ценное об определенном предмете. При этом для облегчения поиска мест должны быть точно замечаемы не только параграфы, но и издание, и том книги;
- составление конспектов определенных произведений. В этих конспектах содержание произведения отделяется от его изложения, как в анатомии – кости от кожи и тела, и таким образом ход мыслей автора изображается, как голый остов, который легко можно рассмотреть. Ребенок может производить такие опыты сначала над некоторыми частями книги, а потом мало-помалу его обзор может расшириться и на целую книгу. Ребенок еще больше получит пользы, если ход мыслей будет представлять в виде таблицы: тем самым не только облегчится обзор произведения в целом, но быстро станут заметными и какие-либо пропуски или недостатки его.
Само собой разумеется, что и среди хороших произведений не все достойны такого внимательного чтения; а в обычных кучах щебня и песка никто и не станет искать золота. Кто привыкнет читать благоразумно выбранные книги, тот не только научится читать каждую книгу с надлежащим вниманием, но и соберет для себя богатый запас знаний. Хотя впоследствии он, может быть, и не будет во всем согласен со своим прежним вкусом, однако припоминание и пересматривание этих трудов всегда будет доставлять ему внутреннее удовольствие и пользу.